Сайт Хоровода

фильтр новостей:

беседа [55]
киночай [35]
киноэнциклопедия [10]
бронислав [16]
концерт [57]
поэтический вечер [14]
китай [7]
БГ [6]
театральный вечер [1]
выставка [3]
творческая встреча [4]
кинофантастика [7]
вехи [8]
события сайта [8]
другие мероприятия [27]

Очевидность и действительность: разность понятий и способов проживания жизни.

Суть каждого понятия и их смысловая разница заключается в самих словах.

Очевидность — то, что видно невооруженным глазом, не предполагает множественности трактовок и не требует глубинной расшифровки. Очевидность оперирует фактами, но допускает шаблоны и стереотипы в связях между ними. Чаще всего берет самую поверхностную причинно-следственную цепочку, и очень зависит от субъективных факторов восприятия и мировоззрения.

Действительность — то, что действительно происходит, то есть событие рассматривается во всей многогранности и с учетом возможных скрытых процессов. Действительность поддается анализу только в случае умения объективно мыслить и обладать достаточной базой данных для сопоставления и выявления скрытых причин и связей.

= Способ проживания жизни зависит от того, что кладется в основу мировоззрения: очевидность или действительность. Триумфом очевидности и вытекающих из этого последствий можно считать западную парадигму экономико-атеистического мышления, взятую за основу ставшим неожиданно и ненормированно свободным русским постсоветским обществом.

= Триумфом действительности в истории человечества можно считать жизнь и духовный подвиг Иисуса Христа, как пример абсолютного следования процессам, протекающим в действительности вопреки торжествующей в своей правоте очевидности, а также духовный подвиг Сергия Радонежского и огненный опыт Е.И. Рерих.

Приведем несколько примеров и ассоциаций на данную тему.

= Н.К. Рерих из сборника стихов «Цветы Мории»

Не закрой
«Над водоемом склонившись,
мальчик с восторгом сказал:
«Какое красивое небо!
Как отразилось оно!
Оно самоцветно, бездонно!» -
«Мальчик мой милый,
ты очарован одним отраженьем.
Тебе довольно того, что внизу.
Мальчик, вниз не смотри!
Обрати глаза свои вверх.
Сумей увидать великое небо.
Своими руками глаза себе
не закрой».

= Притча о майе (Герман Гессе: Жизнеописание Мастера Кнехта и короткометражный фильм из фильма «На десять минут старше»).

= Притча о том, хорошо ли то что кажется хорошим.

«Однажды у человека убежала лошадь. Как плохо, сказали люди. Как знать, сказал человек. На следующий день лошадь вернулась и привела целый табун. Как хорошо, сказали люди. Как знать, сказал человек. На следующий день его сын пошел пасти лошадей, упал и сломал ногу. Как плохо, сказали люди. Как знать, сказал человек. На следующий день в село пришли солдаты и забрали всех сыновей в армию, кроме того, что сломал ногу...Как знать...»

= Фильм «Матрица» прекрасная иллюстрация возможностей и управляемости очевидности и суровости реальности (с переменным пребыванием то в очевидности — виртуальной матрице, то в действительности — реальной жизни. На самом деле все происходит одновременно).

= Статья Малявина «Питайся и молчи» о молчаливом созерцании прабытия, которое на востоке считают более реальным, чем суета повседневной предметной жизни.

= Фрагмент интервью с Евг. Бакулиным: мир, где все пахнет «бензином» и мир, где чистый воздух, луга, леса...

Цитаты по существу вопроса из метафизической литературы.

«Грани Агни Йоги».

«...Есть две правды: правда плотного мира, правда очевидности, и правда космическая, правда действительности. Обе одинаково убедитель. Которую из них изберете, зависит от вас. Которую предпочтете, с тою и будете жить, и та будет звучать для вас единственной правдой. И к фокусу избранной правды будут притягиваться факты и доказательства, подтверждающие правильность избранного пути. Ибо мир вне вас – как воск мягкий для духа: видит он в нем то, что хочет. Кто хочет Света – Свет видит, кто хочет тьмы – тьму. И в то время, когда одни Светом Божьим Меня почитали и видели во Мне Свет, другие Меня вопрошали: «Не бес ли в тебе?», ибо светом или тьмою в себе познаем. Надо найти всею силою духа обратиться к Свету. Ветхий человек в вас настойчиво и упорно будет тянуть сознание вспять. Два фокуса притяжения яро действовать будут: один к Свету, ко Мне, в будущее, другой вспять, в прошлое, к малому «я», не хотящему Света. И будете раздираемы промеж двух, пока не оставите себя – наследие прошлого, ветхого человека в себе, которого надлежит преодолеть. Задача трудна необычайно, ибо силен и живуч ветхий человек в человеке. Это он заменяет действительность очевидностью плотного мира, это он побуждает видимость считать единою реальностью. Но смертен он в вас, со смертью поставьте его лицом к лицу. Перед лицом смерти, когда рушится все, чем он живет и чем себя окружает. Правда действительности смотрит человеку в глаза, разрушая мир преходящих иллюзий или указуя на невозможность его удержать. Возьмите его, ветхого в вас человека, с собою за пределы смерти и спросите его, чем же и как же думает жить он там, где не станет того, чем наполнен он ныне, чем терзается, чем волнуется и к чему так яро привязан. С рушением всех плотных построений рушится и его царство с тем, чтобы оставить человека перед грудой обломков. Нет! Власти ему над собой не давайте зависать в руках безысходности, ибо мирок, созданный им, подлежит уничтожению и смерти». 1957г., п. 38

«...Логика Беспредельности иная, чем логика земная. Достаточно мыслью коснуться сферы Дальних Миров, чтобы почувствовать несостоятельность земной очевидности. Ее отрицать нельзя, ибо она есть. Земная очевидность существует, но лишь в пределах Земли, и своя для каждого сознания. Правда Дальних Миров не похожа на правду земную. Скажут: правда одна, но ведь даже явление времени различно на каждой планете, не говоря уже о всех прочих условиях. Несомненно одно: мыслить надо исходя из других предпосылок – опора земная кончается, окружение резко отлично от того, к чему привыкло сознание на Земле. Надо опереться на нечто, самое общее для всех Миров – это и будет мысль. Мысль остается и там орудием, или инструментом, сознания. Мысль есть проявление активности ментального тела. Значит, ментал является элементом, общим для всех Миров, если оформлен...»

«...Сознательное, утвержденное спокойствие основывается на способности биполярного зрения. Диалектика жизни хороша, когда видит дух явление в целом, но состоящее из двух противоположностей. И задача не в том, чтобы видеть один из полюсов, обращенный в данный момент к сознанию, но и другой, скрытый за завесой времени или очевидности. От скольких ошибок можно избавить себя, усмотрев следствия совершаемых действий, то есть, в данном случае, тоже другой полюс явления. Ибо причина и следствие суть части вещи единой. Явления жизни протянуты во времени. Будущее людям видеть не дано, но знать его можно, продолжив в сознании начало до конца, то есть начало действия или действие до его логического завершения по принципу соответствия, или созвучия, семени – с плодом, им приносимым. На этом же основана и формула древних писаний: «Не обманывайтесь, – Бог по не бывает, что посеял, то и пожнешь». Неудачного посева можно избежать, используя принципы диалектики в процессе мышления. Также хорошо и людей разделять на прохожих и близких, чтобы провести в будущее более длинную линию и междуполюсные колебания друга не принять за отход и чтобы не допускать в сердце случайных прохожих. Для этого тоже нужно биполярное зрение. Часто хорошее в друге прикрыто плохим. Надо усмотреть и то, и другое. Переменив полюса, плохое можно заменить хорошим, а хорошее – лучшим и еще более совершенным, ибо достигнутое и реализованное хорошее при спиральном восхождении станет плохим, или противоположным полюсом чего-то еще более лучшего. Лишь тепленькая бесполюсность сознания исключает возможность восхождения. Но при наличии свободной воли подняться от теневого полюса манифестации сознания к светлому дается каждому человеку...»

«Действительность включает в себя познание трех миров. Об этой действительности, доступной человеку, и говорит Учение Жизни. Майя яв собою очевидность, основанную на впечатлениях физических чувств. Это есть однобокое, узкое представление о мире. Хотим разрушить мир Майи. Объединение трех миров в сознании человека несет Новая Эпоха Огня. К этому пониманию жизни и устремимся. Пусть Мир Незримый войдет в земную видимость как основа ее. Он входит широко, но это не осознается. Разве мысль и чувства – явления плотного порядка? Реакции мысли и чувства на внешнего человека не есть ни мысль, ни чувства. Они остаются незримыми, хотя следствия их видны явно. А также и прошлое все, и память, и день вчерашний – они существуют тоже вне плотных условий. Невидим и звук. Исследования науки в области тонких энергий расширили сферу невидимого. Если бы взять всю видимость как она есть, обрезав невидимые и уходящие в незримое формы, то получилось бы нечто невозможное, немыслимое и лишенное последовательности и логики. Ибо, не отдавая себе в этом отчета, живем в трех мирах, сферы которых яро и тесно соприкасаются между собою и переплетены неразрывно. Человек поднял меч и нанес им удар, поразивши врага. Действие, казалось бы, чисто физическое. Но огненный импульс по нервам прошел, передавая приказание воли. Бесстрашием было наполнено сердце, и мысль, точная и спокойная, рассчитала каждое движение мускулов. Все три проводника явно приняли участие в этом. Но враг оказался давнишним врагом. Вражда уводила далеко в прошлые воплоще. Из несуществующего в физическом настоящем прошлого протянулись в плотную видимость незримые нити. Но прошлое существует всегда, хотя оно и прошло для физического глаза, но существует оно в невидимости своей, но не на земном плане. Таким образом, в каждом физическом явлении полностью и целиком участвует незримое прошлое и обуславливает его. Мир Тонкий входит во все, что творится под Солнцем. Лучше сказать, что жизнь есть сочетание трех миров, усматриваемое обычным человеком лишь только частично. Конечно, в каждом действии и движении человека участвуют все три мира, ибо человек – трехплановая сущность. Но надо глаза на это открыть и оставить невежественное и тупое отрицание. Возьмем для примера земной Подвиг Спасителя. Казалось бы, все это прошло давно-давно, и какое дело нам, живущим ныне, до того, что где-то когда-то случилось, когда и праха не сохранилось от живых свидетелей и участников всего, что свершилось тогда в Иудее. Но это так лишь для обывателя. То, что свершилось, и ныне живет и существует в рекордах Акаши, и может быть видимо явно, ибо прошлое существует и не умирает никогда. Это условие первое. Второе: следствия подвига этого ныне напряжены всепланетно, чтобы оплодотворить сознание человечества новыми на и новым пониманием жизни. Третье: Он, Распятый, Был с нами, Есть с нами и с нами вовеки Пребудет как наш Владыка, Отец, Попечитель и Заступник и как Грядущий в Мир снова, чтобы новое человечеству дать. И ныне Лучи Его изливаются щедро на Землю и воскрешают сознания к Свету готовых людей, и воскресят всех, кто еще не умер для жизни, ибо жизнь Несет в мир, но не смерть, ибо смерть Победил. Так трехпланное и единственно возможное понимание Подвига Спасителя как бы соединяет миры в сознании человека, давая ему правильное понимание происходящих явлений. Без троичного подхода к вещам их не понять. Тесно мысли, сознанию и чувствам на малом и ограниченном островке видимости плотной. Сознание расшириться хочет, сознание хочет видеть происходящее перед глазами на всей планете и глубине, внешним одним только физическим чувствам недоступное. Надо принять с открытыми глазами и в ясном понимании смысл объединения трех миров в сознании человека, ибо именно в человеке соединяются они в полный круг сознания, как это символично изображено на Знамени Владык – три сферы, заключенные в одной, в круге. Надо просто осознать то, что уже имеем, что уже знаем, что давно известно, но не синтезировано в свете нового сознания все того же единого мира, единого в невидимой и видимой сущности своей и вечно нового для познающего и восходящего духа, мира великого, беспредельного, не ограниченного в своем бесконечном многообразии никаким человеческим пониманием от сегодняшнего дня».

Продолжение размышлений.

= Человечество, утончаясь в своем мироощущении, постепенно все более постигает действительность, переводя ее в положительную очевидность, как бы материализуя (трансформируя) ее в своем сознании, а потом и в жизни. Здесь уместна аналогия с такими двуполюсными и взаимоперетекающими шкалами, как дух-материя, инь-ян, наука-религия, наука-искусство.

Дополнительно:

= Очевидность — это все, что регистрируется обычными органами чувств. = Действительность — это то, что регистрируют высшие центры, работающие у большинства еще очень зачаточно. Многое из действительности мы знаем только теоретически, и это еще не перешло для нас в осознанное, опытное знание, то есть не передано высшими центрами обычным, не переведено на понятный язык, не материализовано, не уплотнено, а поэтому неосязаемо и трудно-доступно для нашего доверия (например, коричневый газ негативной энергии вокруг Земли и борьба за просветление атмосферы, ноосферы. Да и сама ноосфера!)

Еще несколько примеров:

= Даниил Андреев «Роза мира» - прекрасное пособие по вопросу очевидности и действительности (одного из вариантов восприятий и трактовок).

= Личность и индивидуальность в системе метафизческого мировоззрения.

Индивидуальность — это бессмертная сущность, базирующаяся в Огненном Мире и манифестирующая себя периодически во всех более плотных мирах для сбора необходимой энергии и совершенствования.

Личность — это инструмент Индивидуальности, представляющий ее плотном мире и состоящий из соответствующей материи.

= Соцреализм и произведения объективного искусства. Трехмерность и четырехмерность искусства (Успенский, глава «В поисках чудесного»).

= Плоские и глубокие по определению Мережковского. Цитата из книги Л.В. Шапошниковой «Веления Космоса».

«Известный русский писатель Дмитрий Мережковский в своей удивительно интересной статье "Большевизм и человечество" (См. "Независимая газета", 23.06.93.) назвал подобные системы мышления плоскими и двухмерными. После революции, справедливо утверждает писатель, духовная интеллектуальная жизнь страны была загнана в плоское пространство, "от трех измерений к двум измерениям, от стереометрии к планиметрии, от глубины к поверхности и ко всеобщей плоскости". "Идет вечная борьба между этими двумя возможностями, - пишет Мережковский, - углублением и нивелированием. Плоские борются против глубоких, чтобы их истребить или сделать себе подобными. В этой борьбе на стороне плоских больше преимущества, ибо глубокие могут только медленно передвигаться, преодолевая разнообразные препятствия; глубокие поднимаются на вершины и падают в пропасти, но плоские маневрируют с поразительной легкостью, не встречая никаких препятствий на своем пути; они скользят по гладкой поверхности или ползут, подобно распластанным насекомым, они всюду проникают и проходят в любые щели. Слишком часто, увы, у глубоких бывают разногласия: ведь они не равны между собой и глубоко индивидуальны, они стремятся к свободе, между тем, как плоские едины в своей стадности в силу безличия и стремления к абсолютному равенству. Глубокие страдают и душевно, и физически, но плоские испытывают лишь телесные страдания, ибо им не дано постичь глубин души". И еще: "Главным преимуществом плоских над глубокими является ложь. Гладкая поверхность иногда представляется нам глубокой только потому, что она отражает глубину. Плоские пользуются этим оптическим обманом, чтобы в своих плоских зеркалах отражать неведомые им глубины искусства, науки, философии и даже религии".

(Подробнее смотри главу «Четвертое измерение» книги «Новая модель Вселенной» П.Д. Успенского).

Примеры для анализа:

= Случай в метро — попытка вывести пьянчужек человеком, задержавшим поезд и вызвавшем протест окружающих пассажиров. Что здесь что?

= Непроработанное прошлое, которое стоит за очевидными явлениями и определяет их, но незримое и неучтенное, не понимается теми, кто участвует в этих явлениях.

«...Если бы взять всю видимость как она есть, обрезав невидимые и уходящие в незримое формы, то получилось бы нечто невозможное, немыслимое и лишенное последовательности и логики. Ибо, не отдавая себе в этом отчета, живем в трех мирах, сферы которых яро и тесно соприкасаются между собою и переплетены неразрывно. Человек поднял меч и нанес им удар, поразивши врага. Действие, казалось бы, чисто физическое. Но огненный импульс по нервам прошел, передавая приказание воли. Бесстрашием было наполнено сердце, и мысль, точная и спокойная, рассчитала каждое движение мускулов. Все три проводника явно приняли участие в этом. Но враг оказался давнишним врагом. Вражда уводила далеко в прошлые воплощения. Из несуществующего в физическом настоящем прошлого протянулись в плотную видимость незримые нити. Но прошлое существует всегда, хотя оно и прошло для физического глаза, но существует оно в невидимости своей, но не на земном плане. Таким образом, в каждом физическом явлении полностью и целиком участвует незримое прошлое и обуславливает его. Мир Тонкий входит во все, что творится под Солнцем. Лучше сказать, что жизнь есть сочетание трех миров, усматриваемое обычным человеком лишь только частично. Конечно, в каждом действии и движении человека участвуют все три мира, ибо человек – трехплановая сущность...»

Гр.А.Й. 1957г.

Песня Б. Гребенщикова «Мария».

П.Флоренский «Мнимости в геометрии» и статья Л.Гиндилиса в сборнике «Идеи космизма в философии, науке и искусстве»

Что говорят по этому поводу:

Наш друг-физик

Наш друг-историк

Наши слушатели

цитатник Хоровода

вход:

интересные ссылки:

поиск:

статистика:


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru