Сайт Хоровода

фильтр новостей:

беседа [55]
киночай [35]
киноэнциклопедия [10]
бронислав [16]
концерт [57]
поэтический вечер [14]
китай [7]
БГ [6]
театральный вечер [1]
выставка [3]
творческая встреча [4]
кинофантастика [7]
вехи [8]
события сайта [8]
другие мероприятия [27]

 

Тема о Двуполюсности является логическим продолжением и дополнением к предыдущей теме Очевидность и Действительность. Для подтверждения скажем, что очевидность и действительность мы можем рассматривать как два полюса одного Космического Закона Гармонии и Равновесия (любое определение Космических Законов является условным и отражает один из аспектов Единого, логически невыразимого Закона).

 

В свою очередь, каждый из полюсов рассматриваемого явления также будет двуполюсным: Действительность есть сочетание скрытой Причины и Проявленного мира как ее следствия. Очевидность можно представить в виде наиболее приближенной к нам познаваемой части Действительности на одном полюсе и ее карикатуры — косной и застывшей в своей неизменной плоской видимости на другом. Значит, здесь налицо взаимодействие двух двуполюсных явлений, что представляется уже сложным для восприятия и требует более детального рассмотрения заявленной темы.

 

Ввиду тезисного формата изложения материала, мы сначала обозначим необходимые для данного размышления понятия, а затем приведем примеры и аналогии.

 

Двуполюсность, вмещение противоположностей, диалектика, дуализм (двойственность), дихотомия (последовательное деление на две части, не связанные между собой; способ образования взаимоисключающих подразделов одного понятия или термина), числовые и геометрические символы.

 

Своеобразную двуполюсность здесь в этом ряду составляют, собственно, двуполюсность и дуализм (ближайшая по смыслу трактовка дуализма будет двойственность, хотя она не совсем подходит, так как внутри своего смыслового пространства содержит понятие единства — двойственность чего-то единого). Эти понятия достаточно точно иллюстрируются следующими противоположностями: и то, и то (двуполюсность) — или то, или то (дуализм).

 

Наделим условно двуполюсным (биполярным, объемным) мышлением представителя восточной философии (мировоззрения), о дуалистичным (однолинейным) западного мыслителя (безусловно, исторически это неверно, хотя бы потому, что отцом-основателем диалектики был старина Гегель). И на примере одного утверждения легко увидим разницу в подходах. Дуалист скажет: человек может быть или мужчиной, или женщиной (осетрина может быть или свежей, или несвежей; что такое хорошо и что такое плохо и т.д.). Биполярник скажет: человек всегда и мужчина, и женщина, в разном соотношении этих двух составляющих (вспомним знаменитый принцип инь-ян в его символическом изображении). С осетриной сложнее (как, впрочем и спорить с Воландом), но, возможно, восточный человек скажет, что осетрина не может быть свежей, потому что она мертва? А знаменитый урок, который дал своему крохе-сыну линейный логик-отец, странным образом преломляется в известной притче.

«Однажды у человека убежала лошадь. Как плохо, сказали люди. Как знать, сказал человек. На следующий день лошадь вернулась и привела целый табун. Как хорошо, сказали люди. Как знать, сказал человек. На следующий день его сын пошел пасти лошадей, упал и сломал ногу. Как плохо, сказали люди. Как знать, сказал человек. На следующий день в село пришли солдаты и забрали всех сыновей в армию, кроме того, что сломал ногу...»

 

Итак, двуполюсность — это всегда наличие единого пространства, разные полюса которого противоположны на единой шкале. Мы можем наблюдать оба полюса или только один, можем в одном полюсе угадывать признаки или отсутствие признаков другого полюса. Но мы никогда не сможем разделить эти полюса, как не можем сделать однополярным магнит, сколько бы мы ни пилили его (как и медаль невозможно сделать односторонней, стачивая ее хоть до микронной толщины, а также убрать второй конец палки, уменьшая ее до бесконечности).

 

Очень тонкий и глубокий по смыслу пример двуполюсности — единство Пути и Путника, идущего по нему. Этот принцип отражен как в раннем христианстве, так и в даосизме. Также красивым и емким является древнее эзотерическое понятие Я-Ты: наличие Я обуславливается наличием Ты; если отсутствует понятие Ты, невозможно и бессмысленно понятие Я (звук возможен при наличии уха, как воспринимающего аппарата; доброта необходима только при наличии злаи т.д.) В Тайной Доктрине этот принцип рассматривается как этап проявления мира: Единое становится двумя, и от соединения двух рождается третье (три порождают тьму вещей).

 

Дуализм знаком нам по привычным и с детства понятным смысловым парам: Бог и дьявол; Бог и человек; мужчина и женщина; хорошо и плохо; черное и белое; день и ночь; болезнь и здоровье; есть и нету и т.д. На уровне бытового мышления или механических процессов эти противоположения не вызывают сомнения и не требуют поиска глубинных скрытых дополнений. Но при возникновении сложных психологических и мировоззренческих ситуаций такого черно-белого кино нам оказывается недостаточно.

 

Заинтересованного читателя мы именно здесь отсылаем к основной цитате данной темы (ссылка), как наиболее емкому и исчерпывающему объяснению разницы между двуполюсностью (биполярным зрением) и дуализмом (однолинейным мышлением).

 

Среди указанных нами основных необходимых понятий заявленной темы есть такие понятия, как вмещение протвоположностей и диалектика, которые можно считать коррелятами из смысловых пространств эзотерического (метанаучного) и экзотерического(научного) знания.

 

Вмещение противоположностей мы коротко рассморим на примере сокровенных постулатов буддизма, изложенных в книге Е.И. Рерих «Основы буддизма».

 

Диалектика является единственным необходимым звеном между глубокой истиной, скрытой в древних и современных религиях и философских доктринах, и современной наукой. Она является как бы синтезом восточного и западного мировоззрения, мостом между внутренними и внешними методами постижения мира и построения взаимодействия человека и природы (Космоса).

 

Мы рассмотрим диалектику в двух ее ипостасях: восточной и западной.

 

Для восточного варианта мы возьмем в качестве модели фрагмент из песни нашего друга, барда Константина Юдичева «Орион».

 

Два крыла озаряют небо

Два крыла — это быль и небыль

Два крыла — это радость и боль

Два крыла — это мы с тобой

 

Если я, значит есть где-то ты

Не бывает в довольстве мечты

Если путь, значит есть где-то дом

Тот, который мы все найдем

 

На первый взгляд, обычные романтичные слова песни. Попробуем сделать их анализ, применяя философский ключ и учитывая подтекст и источники, вдохновившие автора.

 

Два крыла озаряют небо — два легендарных созвездия Орион и Большая Медведица;

 

Два крыла — это быль и небыль — здесь указание на очевидность (астрономические объекты) и действительность (Высшие покровительствующие Земле цивилизации по древним преданиям);

 

Два крыла — это радость и боль — два основных состояния человека, между которыми раскачивается маятник жизни;

 

Два крыла — это мы с тобой — мужчина и женщина, как два крыла одной птицы, есть мир в его Космическом равновесии;

 

Это четверостишье вполне можно было бы считать примером дуалистического мировоззрения, если не знать, что песня была написана под влиянием известной картины Н.К. Рериха «Матерь Мира» (ссылка на картину ММ).

 

Если я, значит есть где-то ты — наличие Я обуславливается наличием Ты; если отсутствует понятие Ты, невозможно и бессмысленно понятие Я; (подробнее смотри выше);

 

Не бывает в довольстве мечты — довольство есть достаточность, а значит отсутствие нехватки и, как следствие, отсутствие устремления к недостающему, остановка; в китайской философии этот принцип выражен утверждением: чтобы дом стоял вечно, один угол его нужно оставить недостроенным; а также в чайной традиции гостю наливается неполная чашка — при нехватке есть тенденция к наполнению, увеличению, а при полноте — тенденция к убыванию, уменьшению; здесь же — сверх-инь переходит в ян, а сверх-ян переходит в инь). Мечта как устремление добыть то, чего не хватает — приближение к ускользающему миражу, как залог постоянного движения вперед.

Итак — довольство и мечта в данном случае два полюса одного явления.

 

Если путь, значит есть где-то дом — Путь и Путник едины (Дао); Путь есть движение к цели (дому); разъединение Пути и Путника есть проявленный мир, разделение на объект и субъект, на очевидность и действительность, на потенциальную и кинетическую энергии и т.д.)

 

Тот, который мы все найдем — вера, знание, закон постоянного возвращения к истоку; змея, кусающая свой хвост; цикличность времени;

 

По вопросу диалектики мы отсылаем трудолюбивого и любознательного читателя к полемике на форуме сайта «Нооген» 2006 года (ссылка на полный вариант и на выборки) и к подбору цитат из различных источников (ссылка на цитаты).

 

А здесь предлагаем пример рассуждения с пошаговым разбором.

 

Первый шаг — направление прожектора мысли на предмет (явление), узнавание, информация о наличии (констатация), начало мыслительного процесса, идентификации, первичного осмысления.

 

Для примера возьмем простой компьютерный монитор, который попал в поле нашего зрения.

 

Итак — шаг первый — Монитор (просто вижу, что стоит монитор). Начинаю рассуждать.

Шаг второй — пара противоположных понятий: есть монитор — нет монитора. Если остановиться на этом утверждении — это будет пример дуалистического мышления. Но если найти то, что объединяет оба эти полюса и является чем-то третьим — то мы можем предположить диалектический метод рассмотрения.

Шаг третий — обнаружение функциональности монитора, как прибора для визуализации информации. Эта функциональность не зависит от наличия или отсутствия монитора, она обеспечена существованием монитора как такового.

 

Третий шаг в этой системе (триаде) выводит нас на первую ступень другой системы (триады): положительная и отрицательная информация. Эти два полюса находят свое объединение в человеке, который способен проанализировать и творчески использовать как отрицательную, так и положительную информацию. И так далее.

 

Н. Смирнов (Сат-Ок). Иллюстрация синтеза (табурет).

 

Ну да, проще некуда :) Обхохочешься с вами. В принципе, всё верно, только сложно неимоверно.
Давай ещё проще :) Вот табурет. Сиденье - тезис, но оно всё время падает. Ножки - антитезис. Сидеть на них невозможно, но они блокируют действие закона тяготения. Табурет в целом - синтез. Он формально ближе к сиденью, а содержательно - к ножкам, ибо суть табурета не в сиденье, а в возможности сидеть на некоторой высоте. Иначе вместо сиденья достаточно коврика.

 

Кошка Шрёдингера.

 

В закрытый ящик помещён кот[1]. В ящике имеется механизм, содержащий радиоактивное ядро и ёмкость с ядовитым газом. Параметры эксперимента подобраны так, что вероятность того, что ядро распадётся за 1 час, составляет 50 %. Если ядро распадается, оно приводит механизм в действие, он открывает ёмкость с газом, и кот умирает. Согласно квантовой механике, если над ядром не производится наблюдения, то его состояние описывается суперпозицией (смешением) двух состояний — распавшегося ядра и нераспавшегося ядра, следовательно, кот, сидящий в ящике, и жив, и мёртв одновременно. Если же ящик открыть, то экспериментатор обязан увидеть только какое-нибудь одно конкретное состояние — «ядро распалось, кот мёртв» или «ядро не распалось, кот жив».

Вопрос стоит так: когда система перестаёт существовать как смешение двух состояний и выбирает одно конкретное? Цель эксперимента — показать, что квантовая механика неполна без некоторых правил, которые указывают, при каких условиях происходит коллапс волновой функции и кот либо становится мёртвым, либо остаётся живым, но перестаёт быть смешением того и другого.

Вопреки расхожим представлениям, сам Шрёдингер придумал этот опыт вовсе не потому, что он верил, будто «мёртвоживые» коты существуют; наоборот, он считал квантовую механику неполной и не до конца описывающей реальность в данном случае. Поскольку ясно, что кот обязательно должен быть либо живым, либо мёртвым (не существует состояния, промежуточного между жизнью и смертью), то означает, что это верно и для атомного ядра. Оно обязано быть либо распавшимся, либо нераспавшимся.

Переход количества в качество на примере пары «дело -   самосовершенствование»:

 

Допустим мы делаем какое-либо дело, которое реализуем через определенные формы и площадки. Одна из форм (площадок, то есть форма, привязанная к определенному набору условий) устарела и тормозит развитие дела, но дает хороший результат в области самосовершенствования. Мы должны выбрать между тем, чтобы анулировать данную форму и найти новую для продвижения в деле или остаться в этой форме и продолжить самосовершенствование. Или-или. Тезис-антитезис. Синтезом будет новая ступень при сочетании полезных качеств обоих полюсов: смена формы внутри старой площадки, то есть продолжение дела на новом уровне при сохранении необходимых условий (трудностей) для внутреннего роста (например — данная площадка становится частью расширенной площадки, частью более многогранного вида деятельности, то есть акцент смещается в сторону более широкого вида деятельности).

 

Единство и борьба протвоположностей на примере распространения информационного луча (пара «не понимаю и не хочу понимать больше — понимаю и хочу понимать больше»):

 

Допустим, что существуют две противоположные (активные) позиции: не понимаю и не хочу в этом разбираться, не считаю нужным (учесть активную позицию!) - пустая перевернутая чашка; и противоположная — понимаю и хочу разбираться в этом дальше — полная чашка. По сути дел это два разных полюса одного явления — они взаимодействуют (борются) и равновесно-динамичны. Ни через один полюс информационный луч не пройдет нужным образом (вход-преобразование-выход). Необходимо подняться на новую ступень — не понимаю, но хочу разобраться — пустая чашка (Сократ).

 

Этот процесс хорошо иллюстрируется через принцип инь-ян.

 

Говорящий (сообщающий информацию, передающий информационный луч) — ян, активный в проникновении, движении; слушающий (воспринимающий информацию, принимающий информационный луч) — инь, пассивный (активный в восприятии), принимающий, ассимилирующий. Здесь состояние инь обеспечивает притяжение ян (не понимаю, но хочу разобраться), то есть слушающий сможет правильно воспринять и усвоить информацию только при осознании своего непонимания (магнит). Как только он ассимилировал данную информацию, он (в этом вопросе!) тут же становится ян, готовым продолжать продвижение луча через инь, хотя в другом вопросе он может продолжать оставаться в позиции инь — восприятия.

 

Эта иллюстрация в жизни выражается в потребности аудитории у педагогов, артистов, ораторов, ученых и др., а также необходимость единомышленников в делах и в принципе Учитель-ученик (обязательно поставить на свою ступень ученика, чтобы самому подняться на ступень выше).

 

Понятие дихотомии (Сат-Ок).

 

Ну, это просто - диалектические противоположности.
Прошлое – будущее
Мёртвое – живое
Дать готовое – научить ориентироваться в поиске
Завершённость чего-либо – способность к развитию
Ограниченность – беспредельность
Изделие – инструмент
Пассивность – активность
Отчуждение – эмпатия
Информированность – знание
Обладание – бытиё
Количество – качество
Подготовка к жизни – сама жизнь
Стерильность – аккуратность
Застывшая форма – текучее содержание.
Буква, слово – дух
Симметрия – диссимметрия
 Эгоизм — альтруизм

 

 

Мнение мудрецов. Дао де Цзин, 63 чжан (перевод Б. Виногродского)

 

«Если тебе кажется, что в данной ситуации у тебя есть выбор поступать так или эдак, те следует тщательно вдуматься в происходящее, чтобы правильно выбрать, потому что после изучения ситуации ты поймешь, что всегда существует только одна единственная возможность, а выбора нет». Люй Кунь, XVI век. (снова кошка Шредингера, а также понятие доверия судьбе; история не знает сослагательного «бы»; но как быть с гипотезой альтернативных реальностей, существующих одновременно и с мультиверсом?)

 

 

Что такое пройти по лезвию бритвы между очевидностью и действительностью?

 

Самое простое объяснение — это жить во внешней жизни (очевидности), руководствуясь Законами внутренней (действительности). В чем это может выражаться?

 

Этот принцип выражен Ефремовым в явлении Прямого Луча. Обычное движение происходит по спирали, со взлетами и падениями и с качанием маятника от одного полюса к другому. Прямой Луч идет в центре спирали (в центре циклона). Мы можем попробовать экстраполировать это принцип на прохождение жизненного пути. Тогда любая точка на линии жизни будет для нас иметь определенное количество вариантов решений, и чем дальше будет выбор от единственного варианта (прямого луча), тем шире будут кольца спирали, которая удерживается в центростремительном состоянии притяжением стержня или центра. Каждый безошибочный шаг будет выравнивать движение, сжимая (скручивая) спираль предельно близко к центру.

 

 

Из статьи Андрея Полонского о Вернадском.

«Теория ноосферы Владимира Ивановича Вернадского пронизана историческим оптимизмом. В пределах косной, неживой материи господствует закон нарастающей энтропии, тепловая смерть. Антиэнтропийные процессы возникают только в «живом веществе», они фиксируются там, где есть биосфера. Появление ноосферы в тысячи, в миллионы раз ускоряет эту антиэнтропийную тенденцию.
              Но оптимизм этот ограничен человеческим выбором, свободой. Чем мощнее созидание разума, тем больше притяжение энтропии, высота срыва в эту пропасть, её соблазн, всхлип, засасывающий вопль. На тысячи голосов поёт она, подобно сиренам, призывая снизить напряжение, расслабиться, остановиться, отдать себя инстинктам, звериному чутью, зову почвы, косной материи. И каждый наш шаг, каждая мысль, образ, моральный выбор - ставка в этой вечной игре. В конце концов, исчезновение людей не приведет к исчезновению биосферы, исчезновение биосферы - к прекращению геохимических процессов, гибель земли - к истощению космического излучения. Сама по себе жизнь, - как утверждал Вернадский, - существует независимо от косного вещества. Если б это было бы не так, всё давно бы поглотил древний хаос, полное смешение, абсолютный ноль».

Эйнштейн.

«...Пользуясь исключительно преобразованиями Лоренца, Эйнштейн утверждает, что жесткий стержень, движущийся в направлении своей длины, будет короче того же стержня, пребывающего в состоянии покоя; чем быстрее движется такой стержень, тем короче он становится. Стержень, движущийся со скоростью света, утрачивает третье измерение и превращается в свое собственное свечение.

Сам Лоренц утверждал, что, когда электрон движется со скоростью света, он исчезает...» Из книги П.Д. Успенского «Новая модель Вселенной»

 

Из Чжуан-цзы: притча о поваре Дине.

Делая добро, избегай славы; делая зло, избегай наказания. Идя срединным

путем, можно себя уберечь, благополучно прожить свои годы, вскормить  родных людей, исчерпать свой земной срок.

     Повар  Дин  разделывал  бычьи  туши  для царя Вэнь-хоя. Взмахнет рукой,

навалится плечом, подопрет коленом,  притопнет  ногой,  и  вот:  вжик!  бах!

Сверкающий  нож словно пляшет в воздухе -- то в такт мелодии "Тутовая роща",

то в ритме песен Цзиншоу.

     -- Прекрасно!  --  воскликнул  царь  Вэнь-хой.  --  Сколь  высоко  твое

искусство, повар!

     Отложив нож, повар Дин сказал в ответ: "Ваш слуга любит Путь, а он выше

обыкновенного  мастерства.  Поначалу, когда я занялся разделкой туш, я видел

перед собой только туши быков, но минуло три года -- и я  уже  не  видел  их

перед  собой!  Теперь  я  не смотрю глазами, а полагаюсь на осязание духа, я

перестал воспринимать органами чувств и даю претвориться  во  мне  духовному

желанию.  Вверяясь  Небесному  порядку, я веду нож через главные сочленения, непроизвольно проникаю во внутренние пустоты, следуя  лишь непреложному,  и потому  никогда  не  наталкиваюсь  на  мышцы  или сухожилия, не говоря уже о костях.

Хороший повар меняет свой нож раз в год  --  потому  что  он  режет.

Обыкновенный  повар  меняет свой нож раз в месяц -- потому что он рубит. А я

пользуюсь своим ножом уже девятнадцать лет, разделал им несколько тысяч туш, а нож все еще выглядит таким, словно он только что сошел с точильного камня.

Ведь в сочленениях туши всегда есть промежуток, а лезвие моего ножа не имеет толщины. Когда же не имеющее толщины вводишь в пустоту, ножу всегда найдется предостаточно места, где погулять. Вот почему даже спустя  девятнадцать  лет мой  нож выглядит так, словно он только что сошел с точильного камня. Однако же всякий раз, когда я подхожу к трудному месту, я вижу,  где  мне  придется нелегко,  и  собираю  воедино  мое  внимание. Я пристально вглядываюсь в это место, двигаюсь медленно и  плавно,  веду  нож  старательно,  и  вдруг  туша распадается, словно ком земли рушится на землю. Тогда я поднимаю вверх руку, с  довольным  видом оглядываюсь по сторонам, а потом вытираю нож и кладу его на место".

     -- Превосходно! -- воскликнул царь Вэнь-хой. -- Послушав повара Дина, я

понял, как нужно вскармливать жизнь...»

 

 

(в дополнение к иллюстрации Фромма о сочетании в человеке мужского и женского)

"Еще скажу тайну: в природе человеческой скрыт как бы подлог, и на этой подложности человеческого существа основывается влечение полов, страсть, любовь. Именно: душа каждого человека имеет не тот пол, как его тело; а тело имеет другой пол, нежели душа. Посему каждому человеку не нужно его тело, он - бросает его, старается от него отвязаться (отдает женщине при соединении); а ищет другого тела, т.е. его душа ищет своего тела, родни себе, свою собственность в теле другого пола. Эти-то поиски мы и называем или наблюдаем как "любовь", а момент нахождения именуем страстью, сладостью, радостью. "  В.В. Розанов
 

В дополнение к примерам диалектических триад:

«...Есть интересный рассказ из жизни Ганди. Его упрекали в том, что он подстрекал бедноту к забастовке: это-де не соответствовало дальнейшей его деятельности; и он дал замечательное объяснение. Он говорит: эти люди были трусы; я их научил насилию, чтобы победить трусость; а когда трусость в них была побеждена, тогда я их научил любви, чтобы победить насилие...» Из статьи  Антония Сурожского о любви к себе (ссылка в цитатах для статей о ИАЕ).

 

1

Очевидность, плоскость, однолинейность

1

Единство, устремление, единорог

2

вход:

интересные ссылки:

поиск:

статистика:


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru